Приветствую Вас, Гость
Главная » 2018 » Июль » 2 » Потенциальная энергия
07:37
Потенциальная энергия
Поставки сжиженного природного газа (СПГ) достигли 30% в структуре мировой торговли газом. Россия, вышедшая на этот рынок в 2009 году, среди 18 стран-экспортеров. Ожидается, что к 2020 году объем мощностей СПГ в мире по сравнению с сегодняшним удвоится. Наибольший прирост пришелся на 2015 год (+53 млн тонн в год) и ожидается в 2017-м. Для новых поставщиков СПГ, в том числе российских, это означает, что любые проекты, которые будут не в состоянии обеспечить себе спрос на 2016 — 2020 годы, на время рискуют оказаться за пределами рынка. Основной ввод отечественных мощностей СПГ состоится в 2018 году. Лидер российского СПГ-марафона — проект «Ямал СПГ» — может стартовать до второй волны ввода производственных мощностей.

«Ямал СПГ» — второй в стране проект крупнотоннажного сжижения газа (первый завод мощностью 9,6 млн тонн в год заработал в 2009 году в рамках «Сахалина-2») и единственный реализующийся сегодня.

На северо-востоке полуострова Ямал сейчас горячая пора: в поселке Сабетта на берегу Обской губы активно идет строительство завода сжиженного газа «Ямал СПГ» годовой производительностью 16,5 млн кубов (акционеры проекта: Новатэк — 50,1%, Total — 20%, CNPC — 20%, фонд «Шелкового пути» — 9,9%). До конца года на площадку прибудут 78 конструкций — части технологической линии по сжижению газа доставляются морским транспортом из Китая и устанавливаются на заранее подготовленные основания. Доставку важно закончить в благоприятный по ледовым условиям период. Для глубокого Заполярья с трудным мерзлотным грунтом это уникальный опыт строительства. Используя такой метод, компания существенно экономит время. Высота стен резервуаров для хранения СПГ — 55 метров, диаметр — 80 метров, толщина — 0,8 метра. Эти махины, как и все, что строится здесь в условиях вечной мерзлоты, стоят на сваях с технологией контроля термостабилизации каждой. К концу года два резервуара, необходимые для пуска первой очереди, будут полностью готовы.

Пуск первой из трех очередей по 5,5 млн тонн каждая намечен в 2017 году, первый танкер планируют отправить во второй половине того же года. Готовность предприятия — 80%, всего проекта, включая инфраструктуру, — освоение месторождений, строительство завода, аэропорта, электростанции, порта Сабетта, создание флота и организацию логистики по всему Северному морскому пути, — более 60%. На площадке одновременно заняты до 22 тыс. строителей. Здесь все с нуля, все уникально и все впервые.

Строительство завода ведется на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения. Пробурено 100% скважин,  необходимых для добычи и поставки газа для первой очереди завода. Всего запланировано более 200 скважин. Доказанные запасы — 1,3 трлн кубометров газа, 60 млн тонн газового конденсата. Проектный уровень добычи — около 28 млрд кубов газа в год на протяжении минимум 20 лет. Для повышения эффективности разработки месторождения применяются инновационные и экологически безопасные технологии, оборудование и материалы. Так, бурение идет с использованием растворов на углеводородной (масляной) основе, что позволяет сохранить естественные фильтрационно-емкостные свойства продуктивного пласта.

Уникальное местоположение Ямала позволяет создать конкурентоспособную логистическую модель, обеспечивающую практически круглогодичные поставки потребителям СПГ из Сабетты на рынки Европы и Северной Америки, а также прямые поставки в Азиатско-Тихоокеанский регион через Северный морской путь. 96% газа, который планируют получать после запуска завода, уже распределены по долгосрочным контрактам, большая часть законтрактованного объема пойдет на основной рынок — в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Ставка сделана на перспективы развития Северного морского пути, где сегодня благодаря строительству завода СПГ значительно увеличены объемы транзита грузов. Круглогодичный порт Сабетта уже принял более 9,3 млн тонн груза, доставленных 190 морскими судами и 317 речными баржами.

Сегодня отрабатываются наиболее оптимальные маршруты для крупнотоннажных танкеров. В летнюю навигацию газ в страны Азии пойдет газовозами через Берингов пролив. Западным маршрутом, через Атлантику, транспортировка может вестись круглогодично. Раньше СПГ мог конкурировать с трубопроводным газом при его транспортировке на расстояния около 6 тыс. км, сейчас — от 2,5 тыс. км. Это расширяет географию поставок.

По официальным заявлениям, правительство РФ намерено принять участие в создании новой северной транспортной инфраструктуры. На строительство объектов морского порта в районе Сабетты и создание подходного канала в Обской губе для транспортировки СПГ выделено 71,2 млрд рублей.

Морской порт в этих широтах — это фантастика, становящаяся реальностью. Проект реализуется в два этапа. Первый — строительство грузового порта для приемки строительных грузов и технологических модулей завода СПГ, все шесть его причалов уже работают в круглогодичном режиме. Второй — строительство технологических причалов для отгрузки СПГ и газового конденсата. К принятию СПГ-танкеров порт будет готов в 2017 году.

— Концепция порта намного шире, чем просто монопорт для транспортировки СПГ, — поясняет глава ЯНАО Дмитрий Кобылкин. — Мы намерены использовать его как многофункциональный терминал, открывающий всем территориям России ворота Севморпути в Азию, Европу и Америку. При этом экспорт и импорт происходят по самому кратчайшему, экономически эффективному и безопасному пути. Для всей страны это новые возможности и дополнительные ресурсы для достижения стратегических государственных задач в Арктике. Порт Сабетта совместно с железнодорожным проектом «Северный широтный ход», который реализуется на территории ЯНАО, откроет дорогу к новым рынкам промышленности Урала и Сибири и обеспечит оптимальное решение проблемы транспортной логистики.

Кроме того, уже построен международный аэропорт Сабетта: с февраля прошлого года он принимает регулярные рейсы из Нового Уренгоя, Москвы, Самары, Тюмени, Уфы. Аэропортовый комплекс включает взлетно-посадочную полосу, ангары для авиатехники, служебно-пассажирское здание, в том числе международный сектор. Основные пассажиры сегодня — десятки тысяч прилетающих и улетающих вахтовиков-строителей, для которых в поселке Сабетта построены яркие оранжево-синие общежития.

Технологические линии завода, аэропорт, морской порт, вахтовый жилищный комплекс и другие объекты проекта электроэнергией обеспечит газотурбинная электростанция мощностью 376 МВт, строительство которой под ключ ведет генподрядчик Технопромэкспорт. На конец года запланирован пуск первой очереди, на проектную мощность станция выйдет в декабре 2017 года. Основным и резервным топливом для турбин станет природный газ.

Стоимость завода «Ямал СПГ» — 27 млрд долларов. В рамках привлечения проектного финансирования получены 150 млрд рублей из средств Фонда национального благосостояния России на возвратной основе, подписан договор со Сбербанком и Газпромбанком о предоставлении кредитной линии на 3,6 млрд евро сроком на 15 лет. Также на 15 лет подписаны кредитные договоры с китайскими Экспортно-Импорт­ным банком и Банком развития — на 9,3 млрд евро и 9,8 млрд юаней.

По оценкам акционеров, «Ямал СПГ» рентабелен при любом негативном прогнозе цен на углеводороды благодаря низкой себестоимости газа. Денежные затраты компании на добычу, сжижение и транспортировку газа — менее 3 долларов за тысячу кубических футов (1 куб. фут равен 0,0283168 куб. метра), что делает проект конкурентоспособным на всех мировых рынках. Рентабельность проекта обеспечена благодаря предоставлению налоговых преференций, в частности установлены нулевые НДПИ и экспортная пошлина. Власти ЯНАО уменьшили налог на прибыль и обнулили налог на имущество для организаций, осуществляющих на территории округа единый технологический цикл добычи и производства СПГ. Кроме того, в перечень импортной продукции, освобождающейся от НДС, внесено оборудование для завода.

Такие конкурентоспособные СПГ-проекты интересны и зарубежным инвесторам. В рамках Восточного экономического форума Банк Японии для международного сотрудничества и Новатэк заключили меморандум о стратегическом партнерстве при реализации СПГ-проектов компании, включая привлечение инвестиций.

— Мы решили все проблемы с финансированием «Ямал СПГ», — итожит глава Новатэка Леонид Михельсон. — В будущем, считаю, подобные проекты мы должны выполнять самостоятельно, без привлечения финансирования из бюджета.

В регионах страны реализацию мегапроекта обеспечивают более 650 предприятий, заказы на поставку оборудования и проведение работ составили 540 млрд рублей (90% из них уже законтрактованы). Строительство одного только порта повлекло ни много ни мало развитие ледокольного флота России. В июне состоялся торжественный спуск на воду мощнейшего в мире ледокола «Арктика» для вывоза СПГ с Ямала. Под этот ледокол уже заключены контракты на вывоз 18 млн тонн сжиженного газа. Для вывоза сырья потребуются два танкера вместимостью до 60 тыс. кубов. Запроектированы специальные газовозы арктического класса Arc 7, первый уже спущен на воду. Осенью этого года его владелец «Совкомфлот» получит танкер с верфи южнокорейской DSME, и газовоз пойдет на ледовые испытания, в том числе с заходом в порт Сабетта. В рамках контракта «Ямал СПГ» с «Атомфлотом» по проекту «Портофлот» с 2014 по 2040 год со стапелей сойдут пять отечественных судов: портовые ледокол и ледокольный буксир, а также три буксира ледового класса. Два буксира — «Пур» и «Тамбей» — этим летом уже пришли в Сабетту и работают в акватории порта. Всего будут построены еще 20 танкеров ледокольного класса и четыре ледокола.  

На Уралмашзаводе начато производство новейших буровых установок «Арктика» для работы на Южно-Тамбейском месторождении. Они обеспечивают необходимую на Севере защиту для работы персонала и непрерывность бурения независимо от погодных условий.

Южноуральские компании поставят для «Ямал СПГ» спецпродукцию на 1,5 млрд рублей, подсчитал гендиректор компании «Новатэк-Челябинск» Вадим Ромасенко. В числе партнеров — Группа «ЧТПЗ», АО «Трубодеталь» (входит в Объединенную металлургическую компанию; Челябинск), Завод златоустовских металлоконструкций, завод «Соединительные отводы трубопроводов» (Копейск), «Пожавто» (Миасс).

Завод «Трубодеталь», например, изготовил для «Ямал СПГ» продукцию, которую обычно закупали в США или Канаде, рассказывает управляющий директор предприятия Дмитрий Марков:

— Новатэк дал технические требования с учетом северной климатической зоны, мы со специалистами проектного института разработали техдокументацию, произвели и поставили трубные узлы для пробкоуловителя. При этом сделали такую конфигурацию узлов, чтобы на месте было как можно меньше сварки и соединений.

Южноуральцы специально для арктического проекта разработали и выпустили уникальную продукцию, которую ранее газодобывающие компании России закупали только за рубежом. Челябинские предприятия поставят более 3 тыс. тонн трубной продукции, 1,3 тыс. тонн металлоконструкций, более 6,5 тыс. соединительных деталей трубопроводов. Заказы обеспечивают загрузку мощностей и персонала, позволяют приобрести новый опыт и компетенции.

«Ямал СПГ» еще готовится к пуску, а Новатэк уже прорабатывает концепцию строительства нового завода СПГ в порту Сабетта (проект «Арктик СПГ-2»). Газ для сжижения будет поступать с Салмановского (Утреннего) и Геофизического нефтегазоконденсатных месторождений, расположенных на Гыданском полуострове.

СПГ — природный газ (преимущественно метан, CH4), искусственно сжиженный путём охлаждения до –160 °C для удобства хранения или транспортировки. При сжижении уменьшается в объеме примерно в 600 раз. Процесс идет ступенями, на каждой из которых газ сжимается в 5 — 12 раз, затем охлаждается и передается на следующую ступень. Собственно сжижение происходит при охлаждении после последней стадии сжатия. Процесс сжижения, таким образом, требует значительного расхода энергии — до 25% от ее количества, содержащегося в сжиженном газе.

Просмотров: 203 | Добавил: slicletu1977 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0